Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. © Анатоль Франс
Главная » 2020 » Март » 11 » Приключения туристов в лыжном походе
16:00
Приключения туристов в лыжном походе

Я не один раз ходил в районе поселка Кульдур на лыжах, особенно когда там жил. Тогда походы проходили легче, маршруты были проще и, вообще, все было легче, хотя вес рюкзаков был больше.

Мы с детьми прошли поход из Кульдура до Хинганска в 2016 году. Шли пять дней по реке Олоно и горам хребта Малый Хинган. Было трудно, но прошли, как теперь кажется, легко. И вот новый поход – теперь на 9 дней.

16.02.2020. Вечером группа на вокзале ждет Евгения Викторовича. У нас уже этим вечером начались приключения: вечер, такси с лыжами ехать не хотят, и Евгений Викторович подъехал прямо на посадку, т.е. почти перед отправлением. Но успел. А нас привезли мама Алины Воробьевой и мама Маурчевой Дарьи – большое им спасибо. В свою машину ведь можно погрузить 5 пар лыж и ехать, держа на коленях бо-о-о-льшой рюкзак, и не один, а в такси почему-то не помещается…

На вокзале выясняется, что я забыл дома часы. «Ничего, есть дежурные» - подумал я, достал их, надел на руку. Но по то, что я забыл еще, я пока не знал. А это было поважнее часов.

В поезде собрались все, погрузили лыжи и рюкзаки, разместились хорошо. Оставалось одно – играть. В одном купе играли в шашки, в другом – в карты. Затем плотно поужинали – надо было съесть все, что положили родители, а это много. Конечно, все не смогли, что-то осталось. Об этом мы тоже узнали значительно позже. А в 10 часов легли спать – вставать надо было в 4 часа утра (или ночи, для нас все равно плохо).

Спали, как обычно, плохо – девочки редко ездили в поезде, и им мешал спать стук колес, громкий храп женщины, лежащей напротив, а остальные в первую ночь не спят всегда. Так что мы все явно не выспались, особенно Катя Домнина – выходила из поезда в полусне.

17.02.2020. Вышли ночью на станции Известковая. В воздухе приличный мороз, около 30, стоит новое строящееся здание вокзала, но закрытое, старого вокзала нет, снесли. Куда бедным туристам податься? А вокруг никого. И мороз…

Кое-как в здании диспетчерской узнали, есть «зал ожидания» - вагончик за новым вокзалом. Нашли, это контейнер на 8 кресел и одна дежурная. Но хоть тепло. Задремали…

Нам надо было ждать до рассвета. А рассвет запаздывал – уже 7.00, а еще темно. У нас в это время уже светло, а здесь часовой пояс заканчивается, и светает поздно. А вышли в 7.30, когда над далекими горами появилась светлая полоса.

Пока шли до реки, стало светло, но холодно… Попробовали выйти на реку – а там вода. Стали обходить по тропе, вышли в другом месте – там лед с промоиной, но воды нет. Прошли на островок с кустами, чтобы сделать костер и завтрак, сделали, а идти вперед нельзя – кругом под снегом вода. И холодно…

Здесь я узнал о второй забытой мной вещи. Я достал фотоаппарат, хотел заснять костер и дежурных. Фотоаппарат не работал. Я проверил все – не работает. И тут мысль: «А где аккумулятор???». Открыл отсек – его нет!!! Скорее всего, он дома, остался на зарядке… Вот так я приобрел в рюкзаке кусок железа полкило весом. Теперь лишним…А выбросить жалко.

Когда позавтракали, стало теплее, и светлее. А идти пришлось назад, на дорогу и через мост к началу нашего пути на лыжах – поселку Двуречье. Здесь мы надели лыжи и уже по твердому льду, слегка заснеженному, вышли на реку Кульдур.

Пока был снег на льду и натоптанная тропа, все было хорошо – мы шли довольно быстро. Но скоро снег закончился, остался чистый гладкий лед – и тут девочки замерли – ноги (лыжи) разъезжаются, палки скользят, падают, идти не могут – не видели они таких мест. Пришлось показывать, как надо толкаться, как скользить по льду на лыжах. Чем-то это напоминало коньки, только длинные. А вставать после падений все равно было тяжело – ноги разъезжались…

Нам надо было пройти по реке (или вдоль нее) 35 км. Кое-как мы прошли 5 – пришло время обеда. Обед на реке, на берегу. Тут хорошо – светит яркое солнце, тепло, девочки загорают. Катя не хочет загорать, мажет лицо кремом от солнца. Это, наверное, полезно (хоть кожа мягкая будет), но еще полезнее были темные очки. Девочки сразу стали крутые курортники для пляжа. А пляж был на льду…

После обеда на реке появились препятствия – кусты, промоины, а часа через два пришлось искать место для ночлега – все устали, ведь к этому моменту мы на ногах были 12 часов. И вот скоро у подножия сопки появились ельники. Мы еще выбирали, искали тот, что погуще, но после очередного препятствия я понял, что девочки не идут. И мы остановились на ночлег.

Работы на подготовку лагеря всем известны – набрать лапника, дров, напилить дрова на печку, поставить палатку, сделать ужин и спать. Но это растянулось почти на 3 часа. Кое-как мы улеглись в 20.00. О сказках на ночь речь уже не шла – заснули очень быстро. Сон прерывали разговоры: «Катя, вставай!» «Зачем?» «Дежурить». Катя снова падает в спальник. Через пару сильных встряхиваний Катя поднимается, ползет к печке. И скоро снова засыпает… Приходится толкать ее, чтобы не спала. А потом ситуация повторяется с другим дежурным… А в палатке прохладно…

Как-то внезапно Евгений Викторович поднимает меня. Я тоже полусонный, топлю печку и одновременно на улице развожу костер, чтобы ускорить завтрак и сборы. Но что-то дежурить мне приходится долго – часа 2. Оказалось, наши девочки не знают, как определять время по стрелочным часам, да еще и без цифр на них. В результате все ночи мы с Евгением Викторовичем дежурили гораздо дольше, чем по плану – то часы перевернут, то уснут… Вместо 1,5 часа дежурили по 15-20 минут… Спасало нас, что не все…

18.02.2020. Утром, хоть и рано поели, вышли в 9.30. Не худший вариант, но собирались долго. Идем по широкой реке, то чистый лед, то по санному следу по снегу. Иногда по небольшому снегу на льду – это было быстрее всего и легче. Справа крутой берег реки Кульдур, слева – огромное снежное поле долины реки. Там гудят поезда – мы вместе едем в Кульдур, но по разные стороны долины. На реке начались препятствия – то дерево наклонится, и под ним надо проползать, то кусты стоят стеной и через них надо пройти на лыжах. А тут еще дерево упало с метр толщиной, перегородило всю реку. Пришлось снимать лыжи, пускать их под деревом, рюкзаки перекидывать через дерево, а самим перепрыгивать через почти двухметровое препятствие. А девочки как лыжи – проползали под деревом…

Следующим препятствием стала вода. Столкнулись мы с ней у берега, она шла по всей ширине реки, но под снегом. А у берега по льду. Мы проскользили по ней, намочив лыжи и бахилы. На пластиковых лыжах льда на поверхности почти не было, а на деревянных пришлось долго оттирать лед пластиковыми банковскими карточками. Это самое лучшее их использование. А иногда и ножи пускали в дело.

После обеда река закончилась – осталось несколько проток, узких, теряющихся в высоких кочках. Пришлось возвращаться с километр, чтобы найти нужную протоку. Нашли, хорошо прошли по ней метров 500, и тут лед начал трескаться под ногами… Быстро, как могли мы проскакивали это место, но Матвей был потяжелее, одной ногой провалился под лед и упал…в воду боком. Намокла вся левая сторона одежды. Как сказал Матвей, «вода была теплая, градусов 15». А на воздухе было минус 15. И ему пришлось переодеваться полностью на реке. Нежарко потом стало.

Но это стало только началом наших приключений. Мы подходили к бруситовому карьеру, который был виден издалека. Река петляла напротив карьера, а вместе с ней и мы – проходя полчаса по реке (это где-то 1,5 км.), мы проходили вперед всего на 300 метров. И так пару раз. А потом река закончилась. Бала широкая, метров 30, и вдруг вокруг протока метров 5 шириной, а впереди кочки и лес. И все.А идти по такому лесу хуже некуда – лыжи не развернуть в кустах, везде ямы, бугры, ветки, которые рвут нашу одежду (у Матвея штаны разорвались пополам, да и другим было не очень хорошо) и колючки, и падения. Пришлось снять лыжи и нести еще и их. Это выбивало из сил полностью. А где-то впереди был виден карьер. На него я и шел.

Как оказалось, моих следов в лесу не было видно. Я видел 2-3 человек, остальных слышал и пробивал дорогу в кустах. В это время сзади Алина потерялась. Она не могла увидеть наши следы среди ям и кустов, шла на голос и чуть не плакала. Очень тяжело было идти и ей, и всем. И медленно. А время подходило к вечеру, смеркалось, солнце скрылось за какими-то облачками. Было совсем мрачно. Когда я увидел впереди обрыв с железной дорогой наверху, я понял, что мы вышли из этих кустов. Но остались в этом лесу на ночевку – дров тут было много…

19.02.2020. Утром светило солнце и шел легкий снежок, не холодно. После сборов мы пешком прошли оставшиеся 200 метров до железной дороги, прошли по ней еще 300 и увидели внизу широкую реку. Река в снегу, сверху кажется, что его много, а когда спустились на лед, поняли, что всего сантиметра 3. Это идеально для реки. Поэтому шли быстро, по пути встретили рыбака на реке – первого человека за 3 дня. Место красивое – слева крутой склон реки, сверху снова бруситовый карьер, справа далекие сопки и идет снег с солнцем. Хорошо, и хорошо идти, снега немного. Так мы шли часа два, пока очередные приключения нас догнали…

Скоро река сузилась, и по всей ширине появилась наледь – т.е. свежая вода идет по всей реке, а сверху лед толщиной пару сантиметров. Воду мы обошли по лесу, потратив минут 40 на 300 метров, а дальше шли по тонкому льду. Я шел впереди, лед подо мной трещал постоянно, и я постоянно ждал провала. Спасала скорость. Это было очень эпично, такой страх и стресс одновременно. Но на открытом месте лед меня держал, как держал и остальных – они были легче меня. Только после меня везде была вода. Провалился я перед заломом из деревьев – пришлось остановиться, и левая нога ушла под воду на 20 см. Пока я выдергивал лыжу изо льда, ушла и вторая нога, но держали воду бахилы. И только тогда, когда я стал ломать лед вокруг, чтобы вылезти, вода залилась в ботинки, но немного. Переобуваться не стал, а пришлось делать обед, чтобы остальные просушились.

Пока готовился обед, Матвей с Егором посмотрели путь – река шла вдоль сопки, как нам надо. Еще одно приключение досталось нам после обеда – хорошая река закончилась огромным завалом, и дальше ее не было… И реки позади тоже не было…

И пошли мы ее искать в сопки – по глубокому снегу, между елками и огромными ямами, в которые приходилось спускаться или обходить. И все это на лыжах – снег глубокий, по нему идти еще медленнее без лыж. Ветки хлестали по лицу, еловая хвоя сыпалась за воротник и падала ниже, а вытряхнуть ее можно было только вечером. И никакого просвета по части пути. Назревала паника… Пришлось Евгению Викторовичу тропить лыжню, долго, мучительно, медленно, пока не появилось подобие протоки. Тут вперед вышли девочки, протока расширялась и скоро мы шли уже по довольно широкой реке и даже в нужном направлении. Но меня смущала гора справа – на карте ее не было. Я уже думал, что мы зашли в приток реки Кульдур – реку Большие Сиваки, но пока не подавал виду. На очередном повороте реки пришлось делать ночевку – начало темнеть. Евгений Викторович с Матвеем и Егором пошли на разведку, я готовил место под палатку, а девочки решило поиграть, побеситься… до возвращения Евгения Викторовича с ребятами. Т.е. работать они не хотели…

Разведка доложила, что впереди большая река, Кульдур, другой тут нет, но везде по льду течет вода. Ладно, хоть знаем, где мы, и не ушли на другую реку. Конечно, хотелось быть уже в поселке, но не удалось – река оказалась сильнее. С надеждой, что дойдем завтра точно, приступили к обустройству лагеря.

Девочки устали, это было видно – делали все медленно, нехотя и их все время приходилось подгонять. Они разошлись по лесу в поисках лапника, я ставил палатку, а Матвей и Егор пилили дрова – их было много, но они были трухлявые.

Затем Алина, Катя и Саша принесли лапник, а Даша почему-то легла в снег. «А, решила похалявить», подумал я и продолжал работать у палатки. Даша лежала. Затем уже девочки не выдержали: «Что это она лежит, а мы работаем…». Подошли к ней – а Даша спит! И ей снились сны! Дашу привели к костру – вот до чего усталость доводит. И лень тоже.

Ужинали уже в темноте, спать легли поздно, в 21.30. И уснули быстро.

20.02.2020. Когда ложились, в палатке было тепло. Под утро стало гораздо прохладнее, хотя топили нормально. Когда я вышел утром из палатки, почувствовал, что мороз был сильный, как всегда после снега.

Этот мороз хорошо помог нам на реке – вся вчерашняя вода замерзла, причем хорошо. Везде был гладкий лед, а так, как мы уже научились ездить по льду, скорость движения была большая. Да и в Кульдур хотелось попасть – еды осталось всего на раз.

Через час стало ясно, где мы – у моста через реку Олоно, в 7 км. от Кульдура. Дойдя до моста, выходим на дорогу вдоль железной дороги – основная река здесь Олоно, а река Кульдур небольшая, метров 5-7 шириной и теряется в кустах и кочках. Идти по ней здесь невозможно. А по дороге идти лучше (быстрее) пешком. Сняли лыжи, прикрепили к рюкзакам и сначала бодро, быстрым шагом двинулись к Кульдуру. Минут через 40 бодрость куда-то ушла, девочки запросили привал, да и я был не против – все устали. Сидели недолго, дул сильный холодный ветер с гор и снова шли, но теперь уже медленнее и тяжелее. Перед вокзалом пришлось снова отдохнуть, и лишь в 13.30 мы подошли к дому, где должны были жить в квартире Журавлевой Ольги Петровны. Она нас ждала, так, что накормила вкусным борщом. Всех 8 человек.

А затем мы пошли в бассейн с минеральной водой. И, хотя мы устали, вода была прохладная, в раздевалке холодно, от воды мы получили удовольствие. А затем магазины – нам нужны были продукты на следующие 4 дня. И тортик на сегодня.

Вечером впервые за поход нам было нечего делать – ставить палатку, пилить дрова… Нет, все-таки надо было сушить постиранные вещи, делить продукты, играть в карты, есть торт, смотреть телевизор. И спать.

Продолжение следует…

Продолжение:

21.02.2020. Будильник заиграл в 7.30. Я прослушал красивую музыку – и ничего. Никто не пошевелился, да и мне хотелось спать. Учитывая, что нам идти сегодня немного, решаю еще поспать. Часов в 10 снова просыпаюсь, и уже бужу всех. Из-под одеяла вылезла ножка Алины, чуть пошевелилась и снова спряталась под одеяло. Больше никто не шевелился. Чуть позже начала подниматься Саша с дивана, зашевелились Матвей и Егор на полу. Лежбище девочек на кровати не шевелилось. Пришлось резко снять одеяло, и лишь это заставило Алину, Катю и Дашу проснуться.

Вышли поле обеда, в 13.00. прошли поселок по кругу, на пути к школе свернули в падь, ведущую к карьеру зеленого кальцифира. Туда ведет дорога, слегка наезженная. Сначала мы шли по дороге на лыжах, но после ЛЭП по дороге и возле нее шла вода по большой наледи. Идти было очень плохо, поэтому лыжи сняли и пошли пешком, и тоже плохо – наледь крутая и скользкая. Через час дошли до карьера. Мы с ребятами побежали наверх фотографироваться у зеленых камней, а Евгений Викторович остался внизу. Мы взяли с собой несколько штук камней, и еще покатались на снежной горке между камнями – прямо на штанах. Ехали быстро – спуск был крутой.

Дорога на карьер и дальше идет большим серпантином, подниматься на лыжах сложно, поэтому шли пешком. Я шел на лыжах, но медленно. Когда вышли на перевал, стало понятно – это лучшее место для ночлега. Большая ровная площадка, есть елки для лапника, а вот из дров только сухая ольха, часто трухлявая. Но ничего, стали пилить ее, только больше. Здесь время было и для интервью на камеру о походе, и на игры в глубоком снегу, и на неторопливую постановку палатки. К темноте все сделали, залезли в теплую палатку и спать.

22.02.2020. Утром вышли в 9.40. Подъем по дороге крутой, на лыжах не пройти, поэтому лыжи связываем и идем по тропе, кем-то давно протоптанной вверх, на хребет. Через 30 минут подъема дорога стала ровной, я надел лыжи и поехал. Остальные шли пешком. Через 20 минут впереди снова крутой подъем и мне пришлось лыжи снять. Вокруг густой еловый лес, но нет ровных площадок, ночевать тут негде было бы. Снова вверх, и скоро появляется перекресток – дорога с тропой направо, прямо и налево. Направо нам не надо, посмотрели путь прямо – выходит на край хребта и дальше вниз. туда тоже не надо. Идем налево, вверх, на вершину хребта, которую еще не видно – далеко.

Дорога идет по широкому гребню хребта, спуск направо и налево, но нам надо прямо по хребту. Вокруг то ельники, то молодой березняк, и дорога, круто уходящая вверх. Еще через 40 минут выходим на какую-то вершину. Вид уже красивый, но это еще не наша вершина, тропа идет дальше, пока на спуск. Хотелось встать на лыжи, но, посмотрев на дорогу, я отказался – вниз тоже круто, можно новую просеку сделать.

Спуск плавно переходит в подъем, сначала крутой, затем чуть поменьше, и долго идем к вершине, которую уже видно, но как-то далеко. И приближается медленно…

Но вот тропа (и наш путь) заканчивается – мы выходим на вершину 800 метров. Вид великолепный – позади Кульдур, весь вид на наш путь в 4 дня. Впереди – хребет Малый Хинган, неожиданно близко видна вершина в 1000 метров. Ребята фотографируются на фоне гор, а Катя, Алина, Даша и Егор стали кататься колбаской по склону. Вниз хорошо, а наверх они возвращались долго…

Начали спуск с вершины, решили на лыжах. А что – не очень круто, снега много… Но оказалось, было мало техники – снег очень сыпучий, кристализированный, скорость набиралась очень быстро, даже при торможении палками. Падали все, даже очень красиво, но далеко не ушли. Где-то в районе вершины мы и пообедали. Хотели пройти дальше по хребту, но снега много, он как песок – сыпучий и глубокий. С нашим составом группы по такому далеко не уйдешь – сил не хватит. И тропы дальше нет, и лыжню не сделать – тонешь в таком снеге. Поэтому решили покататься на горе и заночевать на хребте – мест и дров много.

Так и сделали – нашли не сильно крутую горку, раскатали ее и часа полтора катались. Сначала падали много, но позже дошли до такой техники, что спускались метров по 150, не падая – научились. Особенно поражала Алина – её на спуске кидало и вправо, и влево, вперед, назад, а она стояла на лыжах, быстро ехала и не падала! Вот это чувство равновесия! И Мастерство, конечно. Хорошая лыжница!

Дрова были хорошие – кедровые, их было много. А вечером еще и погода испортилась – задул сильный ветер, стало холодно и у костра, и в палатке. Ребята просили скорее сделать тепло, но печка разогревалась медленно, стенки хлопали от ветра, и по нам проходила волна холода. Но чуть позже печка разогрелась, в спальниках стало тепло, и мы уснули.

Ночь было бурная – через какое-то время Даша уснула у печки, причем так, что слова на нее не действовали. Пришлось долго толкать, чтобы разбудить. Затем уже Алина выскочила из своего спальника, встала на колени над Катей, вытряхнула ее из ее спальника, и, со словами: «Отдавай…» легла на ее место. Пришлось укрывать Катю своим спальником. Причем утром обе ничего не помнили…

23.02.2020. Утром думаем, куда идти дальше – на станцию Перевальную или ближе. Спрашиваю: «Какое сегодня число?» Все в один голос говорят, что 22. Я начинаю считать: пришли в Кульдур 20-го, 21-го вышли на хребет, переночевали, 22-го поднялись на вершину, заночевали. Значит, сегодня 23 февраля. Наконец-то разобрались и поняли, что далеко идти у нас уже нет времени. Пойдем вокруг Кульдура. Девочки тут же, на хребте, стали поздравлять мальчиков с праздником. Открытки были вручены, а подарки Даша оставила в Кульдуре…

Вышли поздно – отсыпались до 9 часов. Начали спуск на лыжах по относительно ровному хребту. Шли минут 10, затем я увидел дорогу направо и вниз, Пошел по ней, а она снова выводит к вершине. Не та. А вот на подъеме я резко дернул ногой с лыжей и, наверное, потянул мышцы бедра. Сначала ничего не почувствовал, шел дальше, а вот на следующий день… Но об этом позже. А пока мы еще минут 30 шли на лыжах, пока не увидели спуск. Он был гораздо круче того, на котором мы катались. Зная состояние снега, не стали рисковать и сняли лыжи. Я позже снова одел их и спустился почти до нашей ночевки, я ребята на стали одевать лыжи и шли пешком. Получилось медленнее, чем я, но не намного.

Долго мы шли вокруг Кульдура по каким-то остаткам домов и складов, прошли через два санатория – «Горняк» и «Санус». Здесь пришлось отдыхать – и устали, и магазин был рядом. Катя с Алиной зашли и купили две большие шоколадки – одну сразу съели, для пополнения сил, вторую решили оставить на вечер, для праздника.

Идем дальше через курортную зону. В ваннах с минеральной водой полно людей, играет музыка и доносится манящий запах шашлыков… Жаль, не для нас, мы обошли это место и углубились в лес. Тут я понял, что сил нет ни у меня, ни у детей – на часах было 16.00, а обеда не было. Сделали обед, а затем решили заночевать в густом ельнике неподалеку – сил идти дальше не было, да и по времени уходить далеко не получалось. Так и сделали – перешли на полянку у сопки, со всех сторон закрытой густым еловым лесом. Лапника много, дров тоже – должна быть хорошая ночевка. И без ветра… Вечером долго сидели у костра, разговаривали, отдыхали – поход закончился, всем хотелось домой… И в палатке, в тепле все быстро отключились. Даже дежурные, которых снова пришлось подталкивать…

24.02.2020. Как обычно, снова пришлось мне встать на полчаса раньше и дежурить у печки. Сильно хотелось спать, идти недалеко, поэтому я продолжил дежурить до 9.30, когда уже ребята стали просыпаться сами.

Завтрак делали не спеша, неспешно собирались, даже палатку немного просушили. И вышли в Кульдур в 12.30. Вот тут меня достало растяжение. Пройдя 100 метров, я почувтствовал ломоту в левой ноге, да такую, что хотелось лечь и завыть. А надо было идти… с рюкзаком… и далеко… Все удовольствие от хорошего дня ушло (и до сих пор не появилось – нога болит уже месяц). Так я и ходил – позади всех, ковыляя, хромая и кривясь от боли…

А ходить надо было – сначала на квартиру, на 5-й этаж, затем ребята пошли в магазин, сделали перекус, а вечером ужин. Я лежал, да и все не очень двигались – нагрузка в походе теперь отыгрывалась на нас. И так до вечера. Лишь только помылись все хорошо в ванне.

25.02.2020. Утром вставать не торопились – спали до упора, пока солнце не стало светить в окна, а это 11 часов. Поели, и стали собираться в бассейн и в обещанное кафе китайской кухни. В бассейне было гораздо теплее, вода чище после санитарного дня, и мы долго купались в воде, пока нас не стали выгонять – бассейн закрывался в 16.00. Затем медленно мы пошли в кафе и сидели там 2 часа – пока приготовят нашу еду и пока мы ее ели. Ели быстрее… и затем вернулись в квартиру. Надо было собрать разбросанные по всей квартире вещи, которых было много. А собираться ребята не хотели – включилась домашняя лень. А еще надо было поужинать, поезд у нас в 23 часа, а китайской еды на такое время не хватает.

В 20.30 приезжает одна машина, туда грузим лыжи и 5 человек. Для троих места нет. Переговоры двух водителей – и мы с Матвеем и Егором через минут 20 ехали во второй машине с комфортом – лыж и рюкзаков нет, просторно… Приехали почти одновременно, заходим в уже знакомый вагончик и так, между собой разговариваем, что через час сядем в наш проезд и утром будем дома. В это время дежурная отзывается: «Ха, никуда вы сегодня не поедете!» Я сначала воспринял это как шутку, но дежурная продолжила: «Под Кундуром (нам там проезжать) сход 18-ти вагонов с углем. Разрушены пути, электросеть, система автоматики. Только в 7 часов туда поехал восстановительный поезд Все поезда стоят…» Действительно, на всегда оживленной станции было непривычно тихо. Решив, что ждать нам как минимум 12 часов, отправляю в магазин Егора и Матвея за продуктами на 2 раза (завтрак и обед) и уже присматриваю, как бы разместиться в этом вагончике восьмерым. По моим расчетам, получалось, имея свои коврики и спальники. Но тут дежурная сказала: «Сходите в кассу, у них могут быть новые сведения…» Я сходил и обрадовался – наш поезд едет по расписанию, т.е. он придет к нам через 20 минут. Но радовался рано – выйдя на перрон и простояв на нем 20 минут после предполагаемого отхода поезда, мы услышали по громкой связи – наш поезд стоит на станции Бира, и поедет или нет, неизвестно. Пришлось нам вернуться в вагончик с еще двумя мужиками с билетами на наш поезд. Мест уже не хватало. И настроение снова стало не очень. Но тут заходит кассир и спрашивает: «Сколько пассажиров на этот поезд?» «Уже 10…»

В результате наш поезд послали за нами, он приехал через 40 минут, и уже в 2 часа ночи мы легли спать, предварительно выгнав с нашего места какую-то наглую тетку.

26.02.2020. Спали, кто сколько хотел, но до 9 часов утра. Затем завтрак – лапша и вода от железной дороги, игра в карты, осмотр места происшествия из окна вагона и быстрая доставка нас в Благовещенск в 14.30 вместо 7.25. Хоть выспались в поезде, хотя вечером снова хотелось спать. И спасибо маме Даши, которая снова подвезла нас с Матвеем домой. Приключения закончились, снова начались будни. И когда же следующий поход?

Андрей Сазонов, руководитель похода.

Фотографии смотрите в альбоме «Лыжный поход в Кульдур 2020» на этом же сайте.